Александра МАЛЕЙ. Незнакомая родина. "Черный квадрат" в синем небе Витебска

"Дань исторической и культурной памяти событий начала века пересекается с исследованием одной из важнейших ветвей русского классического авангарда -- суперматизма с его философскими выходами в структуру мироздания, а также с анализом осуществления эстетической программы суперматизма в жесткой организационной системе УНОВИСА" -- так начинается первая статья сборника научных материалов, только что вышедшего в Витебске под редакцией искусствоведа Татьяны Котович. Книжка "Малевич. Классический авангард. Витебск.4" -- четвертый этап проекта, начавшегося в Витебске в 1994 году, -- посвящена 80-летию УНОВИСа.

 Витебск

Эта организация Утвердителей нового искусства (УНОВИС) существовала в Витебске с февраля 1920 года на базе знаменитой Витебской художественной школы. Ее лидером был Казимир Малевич. Бурное, красивое время... Увы, надолго вычеркнутое из нашей культуры...

На самом деле значение его столь велико, что сегодня исследователи подчеркивают важность идей УНОВИСа для следующих поколений.

Витебский период Казимира Малевича считается одним из самых плодотворных в его творчестве и занимает особое место в истории авангарда. Всего три года, но какие! До сих пор это время исследуется, о нем пишут и пытаются отыскать в Витебском областном архиве еще неизвестные документы о Малевиче и его сподвижниках. Академик Дмитрий Сарабьянов, известный в мире исследователь русского авангарда, при входе в знаменитый дом на улице "Правды",5 потрогал стены, поклонился входной двери с восклицанием: "Так вот, значит, откуда все и начиналось!"

Осенью 1918 года Марк Шагал вернулся в свой родной город с мандатом комиссара, подписанным А.Луначарским, и начал создавать здесь народную художественную школу, чтобы его любимый Витебск вошел в историю мирового искусства. Ему дали бывший дом банкира Вишняка по улице Бухарина,10, с полуколоннами при входе, в три этажа, не такой уж большой с виду, но вместительный и удобный внутри. В те годы это было большой удачей. И в январе 1919 года школа начала работать. Над ее крышей реял зеленый флаг с всадником и надписью "Шагал -- Витебску". А под ней Марк Шагал собрал замечательный педагогический состав: художники Добужинский, Ермолаева, Богуславская, Лисицкий. Последний пригласил Казимира Малевича.

С приездом Малевича изменилась вся жизнь школы. Он словно вдохнул в эту разношерстную, разномастную толпу новую энергию. Человек-лидер. Мастер, вождь и диктатор по натуре, он не терпел работы "ни шатко ни валко" -- все завертелось, закрутилось. Организовали выставку на Соляных складах за Двиной слева от моста. Сейчас там размещается авангардистский выставочный зал. Малевич собрал вокруг себя почти всех учеников школы и начал учить их по своему педагогическому методу: не просто рисовать, а изучать все художественные системы, начиная с импрессионизма, заканчивая супрематизмом.

Весной 1920 года Малевич создал в Витебске УНОВИС, творческое объединение Утвердителей нового искусства. Эта организация вошла в историю искусства как школа Малевича, как партия Малевича, со своим Уставом, программой, задачами и целями, органами управления. УНОВИС стал творческим, учебным, практическим, теоретическим и даже философским центром: его систему складывали агитационный, литературный, живописный, архитектурный, строительно-технический факультеты-отделы; абстрактная кубофутуристическая, графическая, декоративная мастерские. Члены УНОВИСа, сподвижники Малевича и совсем еще юные его ученики создавали проекты рекламы, вывесок, набивок тканей, обоев, проектировали посуду, работали в архитектуре и скульптуре. А сам Малевич читал лекции и писал. В это время он создал два своих главных теоретико-философских труда. Казимир Малевич творил космос. Он сам себя называл Председателем Пространства. Действительно, художник чувствовал пространство с его глубинами, он прозревал мир в его единстве. И это единство он смог зафиксировать, найдя нужную изобразительную формулу.

Именно Малевич изменил представления об искусстве в ХХ веке. Он вывел его за художественные границы и возвел в ранг философии.

Сборник "Малевич. Классический авангард. Витебск. 4" составили статьи ученых из России, Украины, США, Франции, исследования витебских искусствоведов. Книжка вышла под эгидой Витебского областного краеведческого музея, а помог ее издать American Council of Learned Societies.

Малевича всегда воспринимали как художника будущего. Таковым он остается и сегодня.